Арт-психология
всё решаемо


Трудности в общении у детей

Трудности в общении со сверстниками случаются почти у каждого ребёнка, только разные. Наиболее часто встречаются следующие проблемы:

  • у ребенка вообще нет друзей;
  • друг есть, но только один, и без него «играть не с кем»;
  • общается с детьми только противоположного пола;
  • боится детей и никогда не подходит первым;
  • подавляет других детей, всегда настаивает на своём, чем отталкивает их;
  • послушно выполняет всё, что ему скажут другие дети (ведомый);
  • сильно отличается от остальных детей (самый старший, самый младший или болен) и не может найти с ними общего языка;
  • плохо развита речь, дети его не понимают и неохотно берут в игру;
  • ребенок «домашний», привык общаться только со взрослыми;
  • не может подружиться с конкретным ребенком, но очень хочет;
  • страдает от недостатка внимания со стороны других детей;
  • не может найти своё место в группе.

И дети находят для себя своеобразные выходы из этих ситуаций. Но проблема как раз в том, что обычно такой выход не решает трудности в общении, а усугубляет их:

  • играть дома одному;
  • пассивно ждать, когда пригласят в игру;
  • стать «шутом»;
  • стать «агрессором»;
  • играть только с маленькими;
  • играть только со взрослыми;
  • дарить свои вещи, звать всех к себе домой;
  • приносить необыкновенные игрушки, чтобы привлечь внимание;
  • рассказывать небылицы, врать, выдавая их за правду и т. д.

Дети, которым трудно заводить друзей и открыто общаться, часто отличаются и неумением постоять за себя или, наоборот, слишком агрессивными реакциями. Им трудно проявить инициативу и начать общение первыми или поддерживать дружбу в течение длительного периода времени.

Преодоление трудностей в общении: примеры

1. Хорошо одному

Как известно, люди делятся на экстравертов, чья энергия направлена во внешний мир, и интровертов, чья энергия направлена внуть себя. Как правило, у эксравертов большой круг общения, а у интровертов — маленький. Но бывает, что у интровертов совсем нет друзей, так как в силу погруженности в свой внутренний мир они не умеют завязывать контакты с другими людьми.

Алексею 8 лет, он ходит во второй класс, но ни с кем не дружит и не играет. Мама говорит, что «ему как будто никто и не нужен, он всё время гуляет один». Действительно, Алексей — ярко выраженный интроверт и не слишком нуждается в общении. Но даже интроверту нужны 1-2 друга.

Ниже приведен совместный с психологом рисунок Лёши «С другом вдвоём можно победить дракона». Идея заключается в том, что в одиночку убить дракона очень сложно, а вот вдвоем — вполне возможно. Лёша придумал идею, а психолог помог нарисовать, так как малообщительным детям очень трудно изобразить дружбу. Чтобы нарисовать дружбу, нужно иметь личный опыт дружбы с кем-либо или хотя бы общее представление о дружбе.

Цель работы психолога: заинтересовать дружбой, т. е. помочь найти ценность дружбы. В этом могут помочь вопросы: «А для чего нужны друзья? Что можно сделать вдвоём? »

Трудности в общении

2. Неравная дружба

Дружба — это по определению отношения на равных. Но в жизни часто бывает так, что один партнер начинает подавлять другую, манипулировать, руководить, игнорируя потребности другого. А второй партнер это позволяет, так боится потерять «друга». Изменит расстановку сил в такой дружбе иногда очень сложно.

Трудности в общении
У пятилетеней Лили не получается дружить на равных: подруга почти всегда управляет и командует ею, не считаясь с её интересами, а Лиля идёт на поводу, потому что боится её потерять.

На рисунке на тему «Дружба» Лиля изобразила двух принцесс. Принцесса слева — это сама Лиля, а принцесса справа — это ее подруга. Несмотря на то, что у Лили высокий головной убор, подруга все равно значительно выше. На языке рисунка это означает, что подруга лидирует в их отношениях, возможно, даже подавляет Лилю.

Девочка пыталась нарисовать принцесс одинаково красивыми, но подруга получилась лучше, поэтому Лиля разозлилась и заштриховала ей лицо совсем.

Штрихи даже похожи на слезы. Кроме того, штриховка сама по себе указывает на негативные чувства по отношению к подруге. Образно говоря, Лиле «обидно до слёз» в этой дружбе. Лиля сильно злится на подругу за то, что та как будто во всем её превосходит.

Направления работы психолога: повышение самооценки и развитие навыков общения, в том числе гибкости в поведении и умения защищать свои интересы.

3. Найти своё место в группе

В каждом коллективе есть своя иерархия, даже если участники не хотят этого признавать («у нас все лидеры» или «а у нас нет лидера»). Для каждого участника коллектива очень важно занять своё комфортное место в группе. Необязательно быть лидером, главное — чувствовать себя комфортно, как говорится «на своем месте».

Андрею 9 лет, он хочет дружить со всеми ребятами, но не совсем понимает, что происходит в их классе. Как и в любом коллективе, в его классе есть групповая структура: лидеры, их сторонники, середнячки и аутсайдеры. Кроме того, класс поделился на несколько враждующих группировок, в каждой из которых своя иерархия. Если в классе в целом конфликтные жесткие отношения, то обстановка в колелктиве часто становится невыносимой.

Работа с психологом: разобраться с собственным отношением к каждому однокласснику и сформировать 3 группы: друзья, приятели и недруги (Андрей назвал их «придурки»). Учительница получилась двухцветной: иногда она дружественная фигура, а подчас — враждебная:

Общение детей со сверстниками

4. Договориться и поделиться

У разных людей — разные интересы. Даже у самых лучших друзей интересы могут расходиться: один хочет на футбол, а другой — на концерт, и оба завтра. Поэтому очень важно уметь находить варианты выхода из конфликта: и не только знаменитое «тогда никуда не пойдем», но и варианты, устраивающие обоих.

Коле 7 лет, в сентябре он пойдет в школу в другом городе. То есть не в ту, куда пойдут все его одногруппники из детского сада. А это значит, что отношения с будущими одноклассниками нужно будет выстраивать с нуля.

Надо сказать, что и в детском саду общение со сверстниками не очень складывалось: там Колю часто дразнили и провоцировали на драку, а он злился и раздавал всем тумаки. Мальчик не умел делиться, уступать, всегда настаивал на своём и лез драться со всеми несогласными. Колины родители волнуются, как сложатся его отношения с будущими одноклассниками.

Направления работы с психологом: развитие коммуникативных навыков и освоение различных способов поведения в конфликтной ситуации (дать в лоб — тоже выход, но, к счастью, не единственный). В таких случаях может помочь вопрос «А как ещё можно поступить? А ещё?»

Общение детей со сверстниками

5. Умение проигрывать

Как загадочно звучит фраза «надо уметь проигрывать»! Что там уметь? Это выигрывать надо уметь, а чтобы проигрывать — особых способностей не нужно. В данном контексте имеется ввиду скорее умение переживать проигрыш:

  • осознать факт проигрыша;
  • пережить его (искренне огорчиться, разозлиться);
  • принять факт проигрыша (смириться);
  • найти причину проигрыша (свои ошибки и внешние обстоятельства);
  • наметить пути развития («сделать выводы»);
  • двигаться дальше.

Во время игр с родителями или другими детьми шестилетний Костя очень злился и обижался, если проигрывал. Не хотел дружить и разговаривать с соперником. Всегда настаивал на том, что выиграть должен именно он. Родственники терпели, а сверстники переставали с ним общаться. А ведь умение ошибаться и достойно проигрывать пригодится ему и в школе, и во взрослой жизни.

Рисунок Кости называется «Я и мои друзья». Он нарисовал себя самым высоким (слева), т.е. самым главным, самым значительным. Друзья явно имеют меньший вес в их взаимоотношениях. Маленькие ручки у фигурок указывают на трудности в общении.

Направление работы психолога: во-первых, признать, что проигрывать действительно обидно, а, во-вторых, развить целеустремленность и настойчивость в достижении цели. Первый этап очень важен, но взрослые часто его игнорируют. А ведь проигрывать на самом деле очень обидно и досадно, а радоваться за победителя сложно, ведь ты сам хочешь быть на его месте. Полезно было бы проиграть ребенку и огорчиться из-за своего проигрыша, тогда он сможет взглянуть на ситуацию с другой стороны.

Трудности в общении

6. Найти друзей

Иногда для установки дружеских контактов не хватает опыта общения. То есть желание обшаться есть, а навыков общения — нет. В такую ситуацию часто попадают дети, которые большую часть времени проводят со взрослыми в кругу семьи (так называемые «домашие» дети).

После переезда на новое место жительства у Виталика не заладилась дружба с одноклассниками и ребятами во дворе: он стеснялся к ним подойти и не умел поддержать общение. Поэтому он почти все время проводил дома, смотрел телевизор или играл один. До этого он жил в маленьком коттеджном поселке, где у него была всего одна подруга для игр, так как больше детей там не было. Завести друзей а в большом городе, где высокий уровень конкуренции между детьми, оказалось намного сложнее.

На первоначальном этапе рисунки Виталика отличались отсутствием на них людей, что почти всегда указывает на трудности в общении.

Общение детей со сверстниками

Направление арт-терапевтической работы: нарисовать знакомство, совместные игры, дружбу, безопасность. Мы добавили людей уже на рисунок «Город»: они стоят около подъезда, но у них нет рук, что также указывает на трудности в общении.

На следующем рисунке изображен сам Виталик на детской площадке, где он подходит к девочке (потому что у него уже есть опыт общения с девочкой) и предлагает вместе поиграть. Это уже серьезный шаг вперед, но между ними еще есть преграда в общении, которая символически обозначена в виде лестницы. Похожим образом дети часто изображают барьеры в общении в рисунке семьи. Кроме того, фигуры детей не стоят на земле, а как будто висят в воздухе, что говорит о неуверенном, «подвешенном» состоянии.

Общение детей со сверстниками

Автор Крысанова Светлана

Все иллюстрации являются собственностью автора.

Смотрите также:

Вернуться в раздел Детские страхи.

Книги о детской психологии

Вернуться на главную страницу Арт-терапия для детей.