Арт-психология
всё решаемо


Тест готовности ребенка к школе состоит из нескольких важных блоков, которые одновременно укажут направления подготовки к школе, т.е. помогут найти слабые места и «подтянуть» их. Почти все предложенные задания можно использовать в дальнейшем как упражнения.

Психологический тест готовности ребенка к школе

Психологический тест готовности ребенка к обучению в школе включает в себя следующие блоки:

1. Общие знания о себе и об окружающем мире.

Устные вопросы для определния общего уровня развития ребенка и знаний об окружающем мире. Это могут быть вопросы о нем, его семье, стране, растительном и животном мире, правилах поведения и школе.

2. Мотивация к обучению в школе.

Важно определить, насколько сформирована мотивация к обучению в школе. Она может быть поверхностной: «все идут», «мама так сказала», «чтобы портфель красивый носить». А может быть вполне сформированной, личностной: «чтобы быть умным», «чтобы научиться хорошо читать и писать».

3. Психические познавательные процессы.

Определение степени развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. Псиические процессы к началу обучения в школе должны быть сформированы. Недостаточно развитое внимание или память могут стать верьезной помехой успешному обучению. Даже умные и сообразительные, но невнимательные и неусидчивые гиперактивные дети испытывают большие трудности в школе.

4. Самооценка.

О себе надо думать хорошо. Будущий ученик должен считать себя умным и способным, а не «самым лучшим» или «хуже всех». Для этого надо уметь оценивать свои успехи и неудачи, а не только сравнивать себя с другими.

5. Готовность руки к письму.

Дошкольнику рано уметь писать, как в прописях, соединяя буквы между собой. Но его рука должна уметь писать петли, закорючки, кружочки, из которых потом сложатся слова.

6. Счет.

Дошкольник должен уметь складывать, отнимать, сравнивать и называть состав числа в пределах 10. В детском саду этому учат, поэтому это вполне правомерное требование.

7. Чтение.

Проверка навыков чтения слогов, слов или целых предложений. Понимание смысла прочитанного. Если ребенок умеет читать только слоги, то попросите придумать его слово, начинающееся на этот слог. Если читает целые слова — просто спросите: «Какое слово ты прочитал?»

8. Грамота (звуки и формы слов) и развитие речи.

Дошкольник должен уметь различать звуки в слове на слух (гласные и согласные, твердые и мягкие) — это залог успешного обучения письму.

Дошкольник должен уметь образовывать единственное и множественное число, прилагательное от существительного, уменьшительную форму слова, правильно употреблять предлоги и т.д.

Дошкольник должен уметь составлять связный рассказ из 3 последовательных картинок (по 1 предложению на каждую картинку), объяснить смысл слова, пересказать содержание известной сказки или какой-то случай из своей жизни.

Продолжительность тестирования готовности к школе.

Так как занятия с ребенком дошкольного возраста не должны превышать 20 минут, тест можно разделить на части. Если ребенок устанет, то покажет худший результат, чем если будет делать задания после отдыха. Нет никакой необходимости пытаться сделать всё «за один раз». Помните, что ваша главная задача — не отбить желание учиться, а привить интерес к знаниям.

Обязательно записывайте ответы своего дошкольника — это поможет увидеть динамику, когда вы повторите тестирование через 1-2 месяца.

Вы можете составить свой тест или воспользоваться нашим готовым тестом. Стоимость теста — 10 руб.