Арт-психология
всё решаемо


При поступлении в школу ребенок должен владеть основными мыслительными операциями:

  • обобщение
  • сравнение
  • умозаключение
  • закономерности (последовательность)

Задачи на обобщение

Специальная

Дайте малышу в разнобой карточки с разной одеждой, мебелью, овощами, транспортом и т.д. Попросите разложить их по группам — похожие к похожим.

Другое упражнение — выберите 4 картинки: 3 похожих и одну «не из этой серии». Например, огурец, помидор, тыква и яблоко. Спросите у ребенка, какая карточка лишняя и почему. Если он уберет тыкву, потому что она большая, а остальные маленькие — это тоже вариант обобщения, но по размеру, а не по основному признаку. Тогда можно ему подсказать другой вариант и предложить убрать яблоко.

Жизненная

Вы идете по улице мимо магазинов с надписями: «Обувь», «Фрукты», «Одежда», «Канцтовары», «Мебель», «Техника» — эти слова и есть обобщающие понятия. Спросите своего малыша, что продают в магазине обуви? Перечислите вместе как можно больше видов обуви: босоножки, туфли, сапоги, тапочки, ботинки, сандалии. Если вы будете называть их по очереди, будет веселее!

Задачи на сравнение

Специальная

Возьмите карточки с различными предметами. Разделите их в случайном порядке на 2 стопки. Наугад вытаскивайте по 1 карточке из каждой стопки и находите у них сходства и различия. Другой вариант: вытаскивать по одной карточке из общей кучи и связывать ее с предыдущей (на основе сходства). Например, вытащили яблоко после шкафа: «шкаф сделан из дерева, а яблоко растет на дереве».

Жизненная

Сравнивать можно почти все на свете. Будет особенно интересно найти общее у совершенно разных предметов (огурец и табуретка) и отличия у похожих (кошка и котенок). Сравнение может стать веселой игрой, если вы будете по очереди загадывать друг другу два случайных предмета, у которых надо найти сходства и различия.

Задачи на умозаключение

Специальная

Можно решать несложные логические задачки: Миша и Ваня играли в машинки: грузовик и легковую. Миша играл не грузовиком. Кто играл какой машинкой?

Или немного сложнее — задачи со сравнением. Лена старше Тани. Одной девочке 7 лет, а другой — 5. Кому сколько лет?

Жизненная

Задачи на умозаключения похожи на пропорции: А относится к Б так же, как В к Г. Например, на стуле (А) сидят (Б), а на кровати (В) — ...(Г). Пропорции полезно составлять, когда ваш малыш ошибся и употребил не то слово в предложении или затрудняется подобрать нужное. Например, на автобусе ездят, а на лодке — плавают.

Задачи на установление закономерностей (последовательности)

Специальная

Для девочки: нанизать бусинки на нитку в той же последовательности, что и на образце. Образец может быть достаточно сложным. Например, белая — 2 желтых — красная — 2 синих. Малыш сам должен уловить закономерность и продолжить бусы.

Для мальчика: построить стену из кубиков по вашему образцу. Например, красный — желтый на красном вертикально — зеленый — желтый на зеленом вертикально. Дальше малыш сам продолжает стену.

Жизненная.

Можно рассматривать дома на улице. Как правило, архитектор закладывает какую-то закономерность во внешний вид дома, чтобы он смотрелся гармонично. Бывают балконы, расположенные в шахматном порядке, бывает, что количество этажей сначала возрастает, потом убывает, бывает, что интересно чередуется цветной кирпич. Можно найти закономерности и даже мысленно «достроить» еще один подъезд или этаж.

Другой вариант — составление последовательности событий. К примеру, вы жарите картошку. А как она попала на вашу сковороду? Сначала прошлогодние клубни посадили в землю, из них выросли новые кусты картошки, потом их выкопали, потом ... А можно попросить ребенка рассказать последнюю серию его любимого мультфильма. Только обращайте внимания, чтобы он рассказывал события по порядку (последовательно).

Автор Крысанова Светлана