Арт-психология
всё решаемо


Узелки на память или чтобы память не была «девичьей»!

Для успешного обучения в школе особенно важны зрительная и слуховая память. Причем запоминать придется не только сам учебный материал, но и комментарии учителя к домашним заданиям, во сколько завтра приходить и что принести на следующий урок.

В этой статье мы не только рассмотрим упражнения для развития памяти, но и освоим специальные техники запоминания.

«Запомни 10»

Специальная задача

Норма объема памяти взрослого человека — 7 единиц. То есть если из 10 слов дошкольник с первой попытки запомнили 5-6 — у него хорошая память. После 4-5 повторений он сможет запомнить 9-10 слов.

С помощью этого упражнения можно развивать зрительную память (запомнить 10 картинок), слуховую память (запомни 10 слов на слух), память на числа (запомнить 10 чисел), память на образы (10 исторических событий или мультфильмов).

Выполнение упражнения.

Взрослый называет 10 слов (показывает 10 картинок и т. д.), ребенок сразу повторяет все, какие запомнил, затем взрослый еще раз называет все слова и ребенок снова повторяет все, которые запомнил. Всего можно повторить слова 3-4 раза.

Затем через час или вечером можно спросить, помнит ли малыш те слова, которые вы запоминали сегодня. Еще раз можно спросить слова на следующий день или даже через несколько дней. Таким образом вы развиваете одновременно кратковременную, оперативную и долговременную память.

Жизненная задача

Ребенок обязательно должен знать наизусть свой домашний адрес, домашний телефон, ФИО родителей, сотовые телефоны родителей, номер папиной (маминой) машины. Эти знания помогут ему в трудной ситуации, если он вдруг потеряется или забудет дома свой телефон.

Техники запоминания

Чтобы легко и надолго запомнить какую-то информацию, можно использовать специальные техники запоминания.

1. Ассоциации.

Связываем информацию, которую надо запомнить, с той, которую уже знаем. Например, номер квартиры одноклассника — 21. Это на 1 больше, чем лет моей сестре. Или в 21 час мама всегда смотрит новости. Или это число месяцев в году в обратную сторону. Или это номер автобуса, на котором мы ездим к бабушке в Недостоево. Главное — связать новую информацию с той, которую ребенок уже очень хорошо знает.

2. Составление картины.

Запоминаем те же самые 10 слов, но представляя их в одной картинке. Например, слова: роза, слон, гора, дождь, корзина, грусть, остров, дочь, клей, свет. Можно их представить в такой забавной комнате: роза стоит в вазе, на которой нарисован слон, за окном видно гору, там идет дождь, в углу стоит пустая корзина, это грустно (ведь дождь идет, какие уж тут грибы!), на картине на стене тропический остров, на кресле сидит дочь и что-то клеит при свете настольной лампы. Все слова запомнили!

3. Объединение по критерию.

Запоминаемые предметы можно объединить по любому удобному для вас критерию. Например, по первой букве, по цвету или так, чтобы получилось складно. Например, запоминаем список покупок по первым буквам: 3 на «м» — молоко, майонез, мыло, 1 на «я» — яйца, 1 на «ч» — чай. Получилось слово «мяч», в нем 3 буквы, как и покупок на «м».

4. Экскурсия.

Запоминаемую информацию «расставляем» в хорошо известном месте — например, у себя дома. К примеру, нужно запомнить домашнее задание: выучить стихотворение Пушкина, решить задачу по математике, на труд взять большие ножницы и ткань, а родительское собрание будет в четверг в 18 часов. Представляем себе путь от входной двери на кухню: в прихожей сидит Пушкин, в коридоре лежат книжки по математике и мешают пройти, на кухонном столе мама режет ножницами большой кусок ткани, а по телевизору в новостях в 18 часов говорят о собрании в четверг. Запомнили!

Автор Крысанова Светлана