Арт-психология
всё решаемо


Компьютерная зависимость у детей и подростков

Проблема взаимоотношений детей с компьютером (смартфоном, планшетом) знакома, пожалуй, 99% родителей. И у этой проблемы есть 2 стадии существования.

Первая — как научить ребенка пользоваться компьютером?

Вторая — как отучить ребенка от компьютера?

Рисунок Моя любимая компьютерная игра

Рисунок мальчика 5 лет «Моя любимая компьютерная игра» (внизу по центру — клавиатура, справа — кнопки с цифрами, над ними — монитор)

Зачем вообще учить ребенка пользоваться компьютером?

Бессмысленно отрицать, что мы живем в мире цифровых технологий, и компьютеры давно стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Кроме того, дети сейчас взрослеют быстрее, чем 10 лет назад, и знакомятся с техникой практически с пеленок. Многие внуки управляются с ноутбуками и планшетами значительно лучше, чем их бабушки и дедушки.

Во-вторых, компьютер стал неотъемлемой частью учебы не только в институте и школе, но и до школы. Создано и успешно используется множество детских компьютерных игр, развивающих внимание, память, помогающих выучить буквы и научиться считать. А информацию для выполнения домашних заданий уже в первом классе родители и дети ищут в Интернете, а не в библиотеке. Доклады и рефераты сдаются только в распечатанном виде, а то и просто файлом отсылаются на электронную почту преподавателя.

В-третьих, компьютер стал неотъемлемой частью общения. Никто уже не носит в школу фотоальбомы и тетради с анкетами. У каждого школьника есть собственная страничка в одной или нескольких социальных сетях. Иногда это помогает связаться с человеком даже быстрее, чем по телефону, а иногда — поставить «лайк» или написать сообщение тому, к кому стесняешься (боишься) обратиться в реальной ситуации.

В-четвертых, компьютер стал неотъемлемым элементом отдыха и развлечений, включающим в себя великое множество игр, фильмов, видеороликов, музыки, мультиков и сказок. Иногда посидеть в Интернете или пройти игру — самый действенный способ отвлечься, перключиться, отдохнуть и даже расслабиться.

В-пятых, с помощью компьютера можно быстро решить многие повседневные задачи: купить билет, записаться на прием, заказать нужный товар. Умелое владение компьютером поможет сэкономить собственное время и деньги, сберечь нервы, быстро найти нужную информацию. Даже вот эту статью вы нашли в Интернете, а не в книге или журнале.

Но, несомненно, многих родителей беспокоит зависимость их детей от компьютера. Обычно она выражается в том, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером, предпочитая его живому общению, прогулкам и, конечно же, чтению книг. Запрет на пользование компьютером становится самым страшным наказанием, а отключенный Интерент вызывает панику и истерику.

Где же проходит граница между современной жизнью и болезненной зависимостью?

Граница проходит там, где нарушается социальная адаптация. Пока ребенок успевает учиться, выполнять свои обязанности, общаться с друзьями, заниматься спортом или другим хобби, волноваться не о чем. Волноваться нужно, когда ребенок начинает отказываться от реальной жизни в пользу виртуальной. Когда предпочитает общение в Интернете реальной встрече с людьми. Но если вы сами ограничиваете контакты ребенка, то не удивляйтесь, что он сидит в «аське» днем и ночью.

Корабль из "Звездных войн"

Рисунок Артёма 7 лет

«Я управляю космическим кораблем в компьютерной игре» (по центру - джойстик, а за стеклом — корабли противника из «Звёздных войн», узнаёте?)

Причины компьютерной зависимости

Родители часто сами усаживают детей за компьютер, чтобы отдохнуть от них. Иногда это единственный способ заставить непоседу сидеть на одном месте. К примеру, гиперактивных детей компьютерная игра способна удержать на одном месте полчаса, в то время как самое увлекательное упражнение в книжке — максимум на 5 минут. Но компьютер не лечит гиперактивность, и вы убедитесь в этом на первом же занятии в школе.

Одиночество, недостаток общения, недостаток внимания со стороны окружающих. Эту проблему люди часто стараются решить с помощью социальных сетей: «подружиться» с как можно большим количеством знакомых и незакомых людей, привлечь внимание новыми фотографиями и остроумными цитатами, «мемами», переписываться и обмениваться виртуальными подарками.

Неуверенность в себе, своих силах и способностях. Иногда проявить себя в компьютерной игре проще, чем в реальных соревнованиях. Хотя, казалось бы, для этого требуются похожие качества: быстрота реакции, точность движений, сосредоточенность, умение анализировать, прогнозировать, играть в команде и т.д.. Но компьютерная игра в футбол или гонки намного безопаснее, чем реальная. Вы никогда не почувствуете боль, не сможете упасть, получить травму, сломать что-либо и уж точно не разобьётесь насмерть. Но и не выиграете по-настоящему. Ваша победа так и останется игрушечной.

Агрессия. Агрессию и злость время от времени чувствуют абсолютно все люди. Но далеко не все умеют с ней справляться: кто-то ее копит и однажды выплескивает на кого-то или что-то, подвернувшееся под руку, кто-то выпускает пар в спортзале или в огороде, а кто-то выражает агрессию в компьютерных играх, раня, стреляя и убивая, но не причиняя вреда реальным людям.

Компьютерная зависимость: примеры из практики

Пример 1. Однажды после интервью на телевидении на тему «Дети и компьютер» ведущий рассказал мне вот такую невесёлую историю из жизни своей семьи.

Его родственник, будучи обеспеченным мужчиной в возрасте, женился на молодой красивой девушке, через некоторое время у них родился сын. Но вскоре его бизнес перестал приносить прибыль, отношения с женой расстроились, они развелись, а ребенок оказался никому не нужным. Большую часть времени мальчик живет у папы, но предоставлен сам себе, так как отец занят своими делами. Сын встречается с мамой, но без особого желания с её стороны. В итоге он почти постоянно сидит дома за компьютером и ни с кем не общается. А вопрос был такой: как отучить его от компьютера?

А никак! Потому что в жизни этого мальчика практически полностью отсутствует такая важная составляющая, как любовь и внимание родителей. Просто убрав из его жизни компьютер, вы не решите эту проблему. Потому что сейчас виртуальная жизнь заполняет огромную дыру одиночества в душе ребенка. Если вы не готовы взять на себя ответственность заполнить эту дыру, то вы сделаете ему еще больнее. А дыра в душе через некоторое время найдет себе другое заполнение и, возможно, намного более вредное и опасное, чем компьютер.

Начинать решать эту проблему нужно именно с причины. Если причина в отсутствии любви и общения с родителями, а как следствие — в нарушении контактов и с другими взрослыми, а также ровесниками, то выходов может быть несколько:

— бывают такие счастливые случаи, что кто-то из родственников (обычно одинокий или не имеющий собственных детей человек) берет на себя функцию эмоционального общения и проведения совместного времени с ребенком. Такое взаимодействие может подарить обеим сторонам много счастья и радости, а может стать и тяжкой обузой. Парой выездов на шашлыки тут не отделаешься, ребенку нужно постоянное внимание. «Мы в ответе за тех, кого приручили», помните? Решение заботиться о чужом ребёнке — это большая и длительная ответственность, которую взрослые должны хорошо осознавать, прежде чем сделать такой шаг.

— найти вне семьи значимого взрослого, который установит с ребенком доверительные отношения и станет для него примером. Это может быть тренер или преподаватель в каком-либо направлении деятельности: творчестве, спорте, ремесле, технике и т.д.. Самый значимый аспект при выборе деятельности — она должна нравиться в первую очередь ребенку, а не вам. Только взрослый, который достиг опрделенного мастерства в деятельности, которая нравится ребенку, может вызвать его восхищение, увлечь свои личным примером и заинтересовать реальной жизнью.

Пример 2. Олег (9 лет) отказывается ходить в школу, круглосуточно сидит дома, постоянно озлоблен, ни с кем не общается, играет в компьютер все дни напролет. Начинаем с поиска причины происходящего. Оказывается, что Олег в школе успевал не очень хорошо, и учительница несколько раз пристыдила его при всем классе. Вернее, по ощущениям мальчика — унизила и высмеяла. Несмотря на то, что мальчик весьма крупный, он оказался очень ранимым. В результате в классе Олега не уважали ни ребята, ни учитель. Мотивация к учебе пропала совсем, и небольшие успехи превратились в сплошные провалы. А потом мальчик совсем отказался ходить в школу, и ни силой, ни угрозами, ни обманом, ни поощрением не могли его туда затащить. Первая смогла остановиться и подумать мама. Она заметила, что ситуация ото всех этих действий только ухудшается, и у нее самой теряется контакт с ребенком. Олег всё больше закрывался от окружающих и уходил в компьютер, в виртуальные сетевые игры. Там он уже успел завоевать авторитет, играя в одной команде с людьми намного старше его.

Первые несколько занятий с психологом мальчик простоял в коридоре, потому что боялся разговаривать со взрослыми человеком без мамы. Боялся, что на него опять будут давить, угрожать, уговаривать пойти в школу и ругать за компьютерные игры. Но лучший способ установить контакт с ребенком — разделить с ним его интересы, в том числе компьютерные игры. Да, можно даже поиграть с ним! Проблема ведь находится не в компьютерных играх, а в реальности. Не бойтесь интересоваться тем, что увлекает ребенка. Можно спросить про то, в чем суть игры, какую роль он обычно выполняет, что ему нравится в этой игре больше всего, какой был самый захватывающий момент в игре и т.д.. Можно даже нарисовать ее или попытаться смоделировать игру из окружающих предметов.

В данном случае мы вместе с Олегом склеили из бумаги мир, в котором он живет, постепенно расширяя его границы. Начали с дома и компьютерных игр, потом выяснили, что еще он любит ездить в деревню, потом вспомнили про рыбалку, и т.д., пока он сам не открыл для себя, как интересен окружающий мир, а заодно наметил перспективу пойти на следующий год в другую школу. В это же время мальчик стал больше общаться с родителями и выходить гулять на улицу. Компьтерные игры отошли на второй план.

Расширение границ часть 1

Шаг 1: дом, где я живу.

Обратите внимание, что дом заключен в круг (в виде дорожки), а на рисунке нет людей — это признаки замкнутости.

Расширение границ часть 2

Шаг 2: расширение границ

А что есть вокруг твоего дома? Магазин, остановка, стадион, пруд. Появились люди, но пока они жестко прикреплены к определённому месту на рисунке.

Расширение границ часть 3

Шаг 3: а что еще ты бы хотел сюда добавить, чтобы стало еще интереснее?

В этой модели мира появились не только городские многоквартирные дома (на самом деле мальчик живет как раз в таком), но и люди, сделанные из бумаги. Теперь эти люди могут передвигаться в пространстве и взаимодействовать друг с другом!

Пути выхода, или как отучить ребенка от компьютера?

Часто компьютер становится своеборазным костылем для человека, у которого не получается уверенно шагать по жизни и решать каждодневные проблемы. А костыль нельзя просто взять и отнять у больного — он упадёт и ему станет еще хуже. Сначала нужно найти альтернативные варианты опоры, и костыль сам собой постепенно станет ненужным. Что же может стать альтернативной опорой для вашего ребенка или подростка?

Общение и совместная деятельность. Упреки и замечания, а также нотации и убеждение — это не общение! Общение — это равноценный обмен. Не только расспрашивайте ребенка о событиях в его жизни, но и поделитесь с ним своими делами, волнениями и ожиданиями. Интересуйтесь тем, чем увлекается Ваш ребенок — посмотрите вместе его любимый сериал, поиграйте с ним, просто посмейтесь. И, когда он однажды проявит интерес к вашим занятиям, не оттолкните его. Расскажите о том, чем и почему вы занимаетесь, дайте ему возможность поучаствовать.

Увлечение. Просиживая часами и днями за компьютером, человек удовлетворяет какие-либо свои потребности. Это может быть потребность в уважении (в данном случае — со стороны других игроков), в общении (переписка через социальные сети, ICQ или skype), во внимании и одобрении (лайки, репосты, фолловеры, друзья и подписчики) и т.д.. Любую из этих потребностей можно удовлетворить и в реальной жизни (теперь это называт «в оффлайне»), важно найти подходящую деятельность. Это может быть творчество, спорт, науки, коллекционирование, путешествия и вообще что угодно. Если некуда выплеснуть агрессию — то подойдут агрессивные виды спорта: борьба, хоккей, бокс и т.д.. Главное, чтобы ребенку эта деятельность нравилась и приносила чувство удовлетворения. А вот результатами своих достижений ему наверняка захочется поделиться в соцсетях.

Личностный рост. Такую проблему, как неуверенность в себе, стеснительность, тревожность, неумение общаться и выстраивать дружеские отношения, иногда невозможно решить, просто записавшись в школу танцев. В таком случае можно обратиться к психологу или другому специалисту по работе с детьми и подростками (например, в «Школу лидерства» для подростков), чтобы научиться уверенности, навыкам общения и знакомства с людьми. В реальной жизни такие навыки очень помогают!

Резюме

Главная идея этой статьи о компьютерной зависимости состоит в том, что проблема не в компьютере, а в реальной жизни: во внутреннем состоянии ребенка и в той ситуации, в которой он живет. Если решить реальную проблему, то компьютер потеряет свою значимость. Ведь реальность намного более настоящая и захватывающая, чем компьютерный мир.

Автор Крысанова Светлана

Смотрите также статью «Дети и телевизор».