Арт-психология
всё решаемо


Сказкотерапия

Психология сказки и колыбельной песни. Видеосюжет из программы «Фамильная история» на Рен-ТВ. Сказкотерапия, рисование, комментарий детского психолога.

Видео: психолог, сказкотерапия, колыбельные

Сказки — это способ передачи детям информации о различных характерах и способах поведения людей. Если речь идет о народных сказках — то и менталитета, национального характера, традиций и устоявшихся взглядов.

Сказки можно условно поделить на мужские и женские. Если главный герой мужского пола — это мужская сказка, если женского — женская.

Сказка — учебник для ребёнка

Слушая сказки, дети узнают о том, как можно действовать в различных жизненных ситуациях: активно сражаться за своё счастье (как герой «Гадкого утенка»), пассивно ждать («Спящая красавица»), обманывать («Битый небитого везет»), просить о помощи («Репка»), убегать и т. д.. Ребенок может симпатизировать героям, чья линия поведения и судьба ему нравится. К примеру, 6-летней Вике нравились в сказках сиротки, потому что они в конце концов выходили замуж за принцев, и она даже хотела сама стать сиротой. Конечно, Вика сделала неправильный вывод из сказки, так как упустила всё то, что делали эти сказочные героини, чтобы добиться своего счастья. Вспомните хотя бы Золушку. Вот десь и подключаются к работе над сказкой родители и арт-терапевты, задавая правильные вопросы и предлагая придумать другие варианты развития событий

Выбирая, какую сказку прочитать своему малышу, обратите внимание на поведение главного героя — хотите ли вы, чтобы ваш ребенок учился у него? Если Вам или Вашему малышу не по душе поведение главного героя, вы можете вместе придумать несколько вариантов, «а как еще он бы мог поступить?». Так вы не только разовьете фантазию и гибкость мышления, интересно проведете время, сочиняя новую сказку, но и расширите поведенческие возможности Вашего ребенка. Не навязывайте свой вариант ответа, он может не подойти другому человеку. Ведь в одной и той же ситуации можно по-разному себя повести и добиться желаемого результата!

Часто бывает, что ребенок просит читать ему одну и ту же сказку много раз, хотя уже давно «наизусть ее выучил». Не надо этого пугаться. Это значит, что в этой сказке есть что-то очень важное для вашего ребенка сейчас. Прочитайте еще раз, спросите у юного слушателя, что ему так нравится в этой сказке, и внимательно его выслушайте. Согласитесь с тем, что сказка действительно интересная.

Сказкотерапия Русалочка

Рисунок Каролины 7 лет: «Как Русалочка победила злую колдунью и превратила её во множество маленьких добрых крабиков»

Что означает любимая сказка?

Вспомните свою любимую детскую сказку. Возможно, она чем-то напомнит вам вашу жизнь, а, может, будет сложно сразу найти сходство. Многие сказки, например «Красную Шапочку», разные авторы интерпретируют по-разному. Но самая правильная интерпретация — Ваша. Попробуйте сесть и по памяти написать свою любимую сказку, и на бумаге отразится все самое главное для вас, то есть именно то, что вы для себя из нее взяли. А теперь попробуйте придумать несколько (5−7) альтернативных концов для своей сказки — и через некоторое время вы заметите, что и в вашей реальной ситуации есть несколько вариантов выхода, которые вы раньше просто не замечали.

Упражнение «Придумай сказку»

Есть такое упражнение, которое используется как в арт-терапии, так и в сказкотерапии, — «Придумай свою сказку». Оно практически не вызывает сопротивления со стороны клиента, так как кажется детским и безопасным. Иногда оно настолько нравится детям, что получается целая оформленная книжка или сюжетный видеоролик. Главная цель — запустить процесс «сочинительства», в процессе которого появится новая сказка. От вас потребуется только умение управлять процессом, подталкивая или притормаживая его, чтобы получились полноценные завязка, кульминация, развязка, а также иллюстрации и бутафория. Подробнее об этом упражнении.

Фантазируйте с удовольствием! И побольше вам сказок хороших, добрых и разных!

Автор Крысанова Светлана

Книги по сказкотерапии:

Смотрите также