Арт-психология
всё решаемо


Если ребенок не хочет в школу, говорит о ней с ненавистью, готов заболеть, лишь бы остаться дома - родителям следует насторожиться: «просто лени» не бывает!

В психологии не существует понятия «лень», зато есть «недостаток мотивации» и «страх». Если кто-то ленится делать что-то, значит, оно ему или не достаточно сильно нужно, или он боится наступления каких-то неприятных последствий.

Замечательный пример привела девочка Аня 9 лет: «Моя бабушка говорит, что не прилетает к нам в гости (Аня живет за полярным кругом), потому что ей лень собираться и ехать в такую дальнюю дорогу. А на самом деле она страшно боится летать.»

Не хочет в школу

С учебой — похожая ситуация. В каждом человеке заложены природой потребности в познании, в реализации своих способностей, в самореализации. И если у вашего ребенка они почему-то не проявляются («ему ничего не надо») или даже отвергаются (отказывается ходить в школу), то в первую очередь следует найти причину этого, а потом уже думать «что с ним делать» или «как с ним бороться». Если ребенок говорит: «Не хочу ходить в школу», «Не хочу учиться», — то услышать надо что-то вроде «Мне плохо», «Мне тяжело», «Я чувствую себя неуспешным».

Не хочу ходить в школу! А почему?

Где искать причину?

1. В семье: излишнее давление родителей, придающих слишком большое значение учёбе («мама, ты меня за оценки любишь?»), равнодушие и отвержение родителей («уйди, не мешайся»), конфликты и напряженная обстановка дома, чувство одиночества, развод родителей, появление других детей.

Пример. Бывает, что причина плохой успеваемости — желание почаще видеться с папой. Как рассказала мама 10-летнего Михаила, папа очень редко приезжает повидаться с сыном, но стоит только ему «нахватать двоек», как папа тут же «примчится воспитывать». А Миша «рад без памяти», что папа приехал! Отец ругается, а Миша светится от счастья...

2. В школе: негативные отношения с учителем или одноклассниками, отсутствие друзей, наличие врагов, позиция аутсайдера или «козла отпущения».

Пример. Мальчик хорошо учился, но не хотел ходить в школу, потому что был «домашним», воспитанным, неконфликтным, а другие дети — намного более агрессивными, и ему каждый день приходилось отбиваться, драться и защищаться от нападок.

Отношение к учителю

Рисунок мальчика 7 лет: «Как я подружился с учительницей»

3. В содержании учебы: уровень сложности или уклон в обучении не соответствует способностям и склонностям ребенка; ребенку неинтересно выполнять учебные задания, а взрослые не пытаются его увлечь, предпочитая заставлять силой.

Пример. Ребенка, предрасположенного к спорту, отдают в класс с углубленным изучением математики, так что на движение и активность времени вообще не остается. Собственные способности не реализуется, а все силы уходят на то, чтобы добиться успеха в неподходящей ему сфере.

Домашнее задание

Рисунок мальчика 10 лет: «Домашнее задание как трасса Формулы-1: Д — дневник открыть, Р — русский (самый тяжелый участок, грунтовая дорога), пит-стоп с чаем, М — математика (легкий участок), А — английский (самый длинный участок с крутым поворотом), Ч-чтение, О — окружающий мир, Т — технология, И — информатика (самое интересное напоследок), СП — финиш, спать.»

4. В удовлтеворенности жизнью в целом: остается ли время на игры (особенно в начальной школе), на общение с друзьями (особенно в подростковом возрасте!) на увлечения, хобби и спорт; на любимые занятия (в том числе телевизор и компьютер), чувствует ли себя ребенок успешным в каком-либо виде деятельности; не замкнулась ли жизнь ребенка по кругу: сон-школа-уроки-сон?

Пример. Жизнь подростка состоит из школы, уроков и репетиторов, в выходные — отдых с родителями. Общение с ровесниками — только на переменах. Между тем в этом возрасте общение с друзьями должно выходить на первое место по значимости. Подросток будет сопротивляться такой системе изо всех сил.

5. В характере ребенка (приобретенные качества): неуверенность в себе, тревожность, боязнь ошибиться, страх отвечать перед аудиторией, что будут смеяться, уход в мир фантазий, потеря интереса в случае неудачи, нетерпимость,.. Уважаемые взрослые, все эти качества являются приобретенными, т.е. таким ребенок не рождается, а становится во многом благодаря «вредным» установкам взрослых:

  • «не умеешь — не берись» (а как же тогда учиться?)
  • «не лезь, куда не просят» (не проявляй инициативу, веди себя пассивно)
  • «вечно ты глупых ошибок наваляешь» (ты все делаешь плохо)
  • «ну почему все дети могут, а ты нет» (ты хуже всех)
  • «ну ты что, совсем дурак?» (ты глупый)
  • «принесешь плохую оценку — ко мне не подходи» (если ты будешь плохо учиться, я не буду тебя любить)

6. В свойствах нервной системы (врожденные качества): синдром дефицита внимания и гиперактивности, сверхподвижность и неусидчивость, повышенная возбудимость, импульсивность. Это врожденные качества нервной системы, с ними нет смысла «бороться». Их нужно направить в социально приемлемое русло (например, активные виды спорта) и постепенно, терпеливо, целенаправленно корректировать с помощью специалиста.

Пример. К ребенку с СДВГ применяются такие же требования, как и к здоровым детям: «Сиди ровно, не крутись, не стучи, ничего не трогай». Каждый день ему еще и дома «влетает» за то, что он их не может выполнить. Да, он невимательный, крутится-вертится, «как будто не слушает», но зато он отлично всё запоминает. Он легко освоит школьную программу, если взрослые снизят свои требования к поведению.

Как же сформировать правильную мотивацию?

1. Сочувствием: «Да, это действительно сложная тема», «Тебе очень обидно, когда ты тянешь руку, а тебя не спрашивают», «Уроки и правда иногда бывают очень скучными».

2. Положительной установкой: «Ты можешь сделать лучше», «У тебя получится», «Вместе мы справимся», «Ты умный и способный».

3. Актуальными целями: «Тех, кто хорошо учится, уважают в классе», «Тем, кто хорошо учится, учителя прощают недочеты», «Те, кто хорошо учатся, обычно в центре внимания», «Получишь на этой неделе три пятерки — пойдем в выходные в кино».

4. Справедливой оценкой успехов: самая справедливая оценка достижений — в сравнении с самим собой, а не с другими! «Ты стал читать намного лучше, чем в первой четверти», «Сегодня ты сделал домашнюю работу быстрее, чем обычно», «Этот диктант ты написал хуже, чем предыдущий».

5. Правильной похвалой, которая порождает желание поступить так еще раз.

Автор Крысанова Светлана

Смотрите также:

Другие статьи раздела Детские страхи

Вернуться на главную Арт-терапия для детей.