Арт-психология
всё решаемо


Отношение к учителю: страх, боязнь, непонимание.

Очень часто трудности в учебе и нежелание ходить в школу связаны с тем, что у ребенка сложилось негативное отношение к учителю: это может быть страх, обида, злость, раздражение и т.д.. Учитель — очень значимая фигура, очень важный человек в жизни школьника. Особенно большим авторитетом дети наделяют учителя в начальных классах: позиция учителя становится важнее слов родителей!

Резкие слова и агрессивные поступки учителя очень сильно ранят ребенка, даже если адресованы не лично ему. Бывает, что послушные исполнительные дети трясутся от страха, что и на них тоже будут ругаться, поставят двойку или выгонят из класса. Почти все дети обижаются, когда они поднимают руку, а их не спрашивают. Ученики надолго запоминают несправделивые наказания, когда наказывают весь класс или пострадавшего, а не нападавшего.

Многие взрослые до сих пор помнят обидные фразы: «А голову ты дома не забыл?», «Вот предыдущий мой класс был намного лучше, чем вы!», «Тебе в классе коррекции надо учиться», «Ну что ж за дети-то такие бестолковые?» и т.д. Многие учителя пытаются мотивировать детей публичным унижением, отчитыванием при всём классе: «Катя читает хуже всех», «Иванов — кандидат на второй год № 1», «Твоя контрольная никуда не годится»..

#1

Страх учителя

Лёше 9 лет, он учится в третьем классе. Отлично ладит с ребятами, но очень боится учительницу, поэтому запингаясь отвечает на уроке и от страха половину забывает. На его рисунке отчетливо видно, насколько ничтожным он себя чувствует.

Рисунок «Злая учительница» Лёша, 9 лет: зачерненная фигура с дубиной — учительница, маленькая фигурка внизу слева — ученик.

#2

Алине еще не исполнилось 7 лет, она ходит на подготовку в школу. Она скромная, тревожная, не очень уверенная в себе девочка. Учителей побаивается, особенно когда они делают ей замечания или осуждают за низкую активность на занятиях. Чтобы преодолеть свою робость, Алина представила учительницу в виде принцессы. Страх переж учителем (тревога) в рисунке проявился в 3 аспектах:

  • во-первых, Алина долго не могла закончить рисунок: всё дорисовывала и дорисовывала что-то,
  • во-вторых, со временем появилась сильная штриховка,
  • в-третьих, в рисунке очень много мелких деталей.

Моя учительница сначала

Моя учительница потом

#3

Серёжа учится в первом классе, но в школу ходит с неохотой. Со слов мамы, «за уроки его не усадишь, один вообще делать не будет, в школу не затащишь, чуть ли не силой отвожу каждое утро». Как оказалось, Серёжа очень боится свою учительницу, поэтому отношение к школе и учебе в целом сложилось отрицательное. О силе страха вполне можно судить по этому рисунку:

Отношение к учителю

А вы бы испугались такую учительницу? (Флаги и шарики были дорисованы позже, чтобы «разрядить обстановку»).

И еще один рисунок Сережи — «Как я делаю уроки дома с бабушкой». Мы постарались добавить как можно больше ярких цветов, игрушек, цветок на столе, чтобы было веселее!

Отношение к учителю

Другие примеры рисунков на тему нежелания выполнять домашнее задание можно найти в статье «Не хочу в школу».

Автор Крысанова Светлана

Все иллюстрации являются собственностью автора.

Вернуться в раздел Детские страхи или на главную страницу Арт-терапия для детей.