Арт-психология
всё решаемо


Психологический тест «Человек» универсальный. Его можно использовать и для определения уровня интеллекта у детей, и для психодиагностики особенностей представления о себе у взрослых.

Рисуночный психологический тест «Человек»

Психологический тест «Человек» специалисты часто используют как в повседевной практике, так и в процессе тестирования будущих первоклассников. Его разработал К. Маховер в 1946г. на основе теста Гудина—Харриса «Нарисуй человека».

Какую информацию может дать психологичский тест «Человек»?

  1. Представление о себе
  2. Образ тела человека
  3. Уровень интеллекта (при определении уровня готовности к обучению в школе)

Инструкция: «Нарисуй человека» (любого, как хочешь). Если цель теста — определение уровня интеллекта, то можно дать задание: «Нарисуй человека в полный рост так хорошо, как ты умеешь». Важно обращать внимание на то, какие детали ребенок стирает или обводит несколько раз — это так называемые «проблемные зоны».

Материалы: лист А4 (обычно располагают вертикально) и простой карандаш средней мягкости (М или 2М). Резинку специально не предлагают, но дают по просьбе рисующего.

Вопросы после завершения рисунка:

1. Кто этот человек? Сколько ему лет?

2. Что он делает на этом рисунке? Где он находится?

3. Чем он занимается (учится, работает)?

4. Что он любит и что не любит?

5. Есть ли у него семья, друзья, враги?

6. О чем он мечтает?

7. Тебе он нравится? Что бы ты хотел в нем изменить?

Рисуночный психологический тест «Человек»: интерпретация

1. Представление о себе (Я-концепция)

Размер фигуры и расположение в пространстве (общие правила для интерпретации рисунков):

— человек расположен в центре листа и занимает примерно 2/3 страницы — адекватная самооценка;

— маленькая фигура (меньше 1/3 страницы) ниже средней линии — заниженная самооценка, неуверенность в себе, сниженное настроение;

— маленькая, но выше средней линии — компенсаторно завышенная самооценка, сниженное настроение;

— огромная (больше 3/4 страницы) — завышенная самооценка, эгоцентризм, тревога.

Фигура смещена влево — человек ориентирован на прошлое («живет воспоминаниями»), вправо — на будущее («живет мечтами и надеждами»), находится в центре — на настоящее («здесь и сейчас»).

Фигура неустойчива, наклонена в сторону — неуверенность; стоит устойчиво, на какой-либо линии — уверенность, «твёрдо стоит на ногах».

Изображен человек своего пола — адекватная полоролевая идентификация. Противоположного пола — существует очень значимый, подавляющий человек или косвенный признак гомосексуализма.

Рассказ о нарисованном человеке отражает существующее или желаемое положение рисующего. Соответственно, интерпретация ответа «у него много друзей» будет «достаточно социальных контактов» или «не хватает социальных контактов». Как отличить? Если какая-то деталь подчеркивается или игнорируется, это указывает на трудности в этой сфере: «У него ОЧЕНЬ много друзей» или «Насчет друзей не знаю». Особенное внимание уделите вопросам № 6 и 7 — ответы на них отражают истинные волнения и переживания рисующего.

Голова — сфера мышления и отношения к себе. Соотношение пропорций головы и тела указывает на соотношение духовоного и физического в человеке.

Руки — символ взаимодействия с окружающим миром, общения с другими людьми. Если руки спрятаны, прижаты к телу, плохо прорисованы — общение затруднено.

Ноги — ощущение собственного положения в мире: устойчивого и прочного или шаткого и слабого.

Украшения, ресницы, прическа — артистичность, демонстративность, желание быть в центер снимания.

2. Образ тела человека

Рисунок отражает представление о человеческом теле, поэтому «проблемные зоны» будут нарисованы с напряжением (сильный нажим, стирания, множественные линии), пропущены (только намечены) или выглядеть странно, неадекватно. Например:

  • на лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
  • нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
  • нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • нет туловища или туловище в виде палочки.
  • нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
  • нисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
  • нет ступней.
  • нет одежды и нет никаких половых признаков.
  • голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.
  • подчеркнуты половые признаки или половые органы.

Признаки психической патологии:

  • части тела отделены от туловища (не соединены с ним),
  • в тело человека встроены неживые предметы (соединение живого с неживым),
  • изображен не человек (робот, монстр и т.д.),
  • полное стирание или закрашивание лица или всей фигуры,
  • прозрачные детали (сквозь одну видно другую) (до 6 лет — нормально),
  • нарисованы внутренние органы.

3. Интеллект

Уровень интеллекта оценивают по детализированности рисунка.

Основные детали: голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги — за каждую начисляется 2 балла. Парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна.

1 балл ставят за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) добавляют еще 1.

За пластический (обтекаемая фигура, мягкие линии) способ изображения — 8 дополнительных баллов; за промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) — 4; если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставят 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.

Таким образом, минимальная оценка — ноль, максимальная (при наличии всех перечисленных деталей и при пластическом изображении) — 30. Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице:

Возраст Баллы
3г 6м — 4г
4г 1м — 5лет
5л 1м — 6л
6л 1м — 7л
7л 1м — 8л
8л 1м — 9л
9л 1м — 10л
10л 1м — 11л
11л 1м — 13л
13л 1м и старше

4 — 13
8 — 17
14 — 22
18 — 25
20 — 26
22 — 27
23 — 28
24 — 30
25 — 30
26 — 30

Психологический тест «Человек»: пример интерпретации

Психологический тест человек

Рисунок человека, мальчик Слава 7 лет

Первое, что бросается в глаза — нарисованы внутренние органы: кровеносная система, легкие и слухо-речевой аппарат. На лице нет глаз, а завитушки — это улитки внутеннего уха. В данном случае это признак шизоидной акцентуации характера и внешне проявляется как повышенный интерес к организму человека.

Рисунок нормального размера, расположен в центре. Стирания — в области головы (путаница в сфере мышления), левая нога, возможно, была травмирована. Человек нарисунке сконцентрирован внутри себя, на своем внутреннем мире — вокруг нет вообще ничего. Это особенность шизоидной акцентуации — погружение в свой собственный мир фантазий и уход от внешних контактов.

Интеллектуальное развитие:

  • основные детали: голова, туловище, рот, руки, ноги по 2 балла — 10;
  • второстепенные: уши, пальцы, ступни по 1 баллу — 3;
  • промежуточный способ изображения (туловище пластичное) — 2.

Итого 15 баллов — норма для 5-6 лет. Слава едва успевает по программе 1 класса.

Автор Крысанова Светлана
Иллюстрации являются собственностью автора.

Книги по рисуночным психологическим тестам

 

Смотрите также:

Вернуться в раздел Арт-терапия или на главную страницу.