Арт-психология
всё решаемо


Стремление к цели

— У меня не получается, — часто говорят дети и отступают перед трудностями. Действительно, многие дети (да и взрослые) быстро сдаются и сильно расстраиваются, когда у них что-то не получается. Как же воспитать такое качество, как целеустремленность, воля к победе, вера в успех?

Для начала можно просто посочувствовать: «Да, в начале действительно бывает очень тяжело» или «Иногда, когда долго не получается, то начинает казаться, что вообще никогда не получится».

А еще можно провести арт-терапевтическое упражнение «Путь к цели».

Арт-терапевтическое упражнение «Путь к цели»

Задание: нарисуй (слепи, построй) путь к цели для своего героя со множеством препятствий.

Героем может быть сам ребенок, другой человек или сказочный персонаж. У героя обязательно должна быть цель — зачем он преодолевает все эти трудности (сокровища, дом, друг)? Путь героя обычно пролегает через весь лист, и чем больше вы нарисуете препятствий — тем лучше! Когда рисунок закончен, важно обсудить каждое препятствие: как именно герой сможет его преодолеть. Важно, чтобы герой сам преодолевал их (лез, прыгал, плыл, сражался) и не пользовался сказочными способами вроде волшебной палочки или шапки-невидимки.

Здорово, если вы сможете придумать 2-3 способа преодоления каждого препятствия, взрослый может предлагать свои варианты. Но окончательное решение остается за ребёнком. И, конечно, хорошо бы нарисовать прямо на этом риснуке, как герой преодолевает все препятствия!

Упражнение «Путь к цели»: примеры

Рисунок Кати, 7 лет: «Лыжня» (состоит из 2 листов)

Арт-терапия упражнение путь к целиАрт-терапия упражнение путь к цели

Катя не любит кататься на лыжах, но на физкультуре приходится. На её рисунке несколько девочек (она первая) собираются проехать по лыжне до финиша, где нарисован кубок (цель). По дороге им встречаются сугробы, ямы, снеговик, преградивший путь, едущие впереди лыжники, которых надо обогнать, метель. Катя сделает всё, чтобы достичь своей цели!

Рисунок Тани, 7 лет: «Путь к мечте» (состоит из 3 листов)

Арт-терапия упражнение путь к цели

Агата (в нижнем правом углу) идет по дороге к своей цели (вверху слева), по дороге преодолевая огромное количество трудностей:

  • волк — отвлекает и пробегает мимо,
  • очень грязный дом, который надо отмыть — моет снаружи с помощью дождя из облаков,
  • крутящаяся труба с углами внутри — перепрыгивает,
  • огромный мухомор — сваливает и проходит по нему, как по бревну,
  • робот — предлагает ему поиграть в жмурки и убегает,
  • хищный цветок — отвлекает его, показыавя на цветы на облаках, и пробегает дальше,
  • волшебник, загадывающий 13 загадок — загадывает ему свою загадку с условием, что он пропустит её, если не отгадает,
  • полотенце из Мойдодыра — дает себя отмыть, а потом возвращается назад к грязному дому и моет его изнутри с помощью полотенца, мыла и душа,
  • огромная книга с рассказами по 3,5 страницы каждый — читает её.

Все трудности успешно преодолены, и Агата получает свой мешок с мечтами (золото, бриллианты, сердца, колечки, наклейки и т.д.) и поселяется в том самом чистом доме. Волк её охраняет, а волшебник ходит в гости!

Рисунок Сони, 9 лет: «Домашнее задание как игра «Трагедия белок»

Арт-терапия упражнение путь к цели

Путь идет слева направо, потом наверх, потом налево. «Н» — начало, первое препятствие — «М» (математика), второе — «Р.яз.», потом «Анг.», затем «Ч. наиз.» (чтение и выучивание наизусть) , далее — кровать (сон), а уже утром «Ок.» (окружающий мир) и достижение заветной цели — домика белки (обед и игра в компьютер).

На самом деле, любое скучное и неприятное дело можно изобразить в виде увлекательного приключения и тем самым изменить своё отношение к нему: уборку, длинную дорогу, рабочий день и т.д..

Другие примеры:

— выполнение домашнего задания как «Формула 1» — в статье «Не хочу в школу»;

— предоление нарастающих трудностей — в материале про тест Вартегга.

Автор Крысанова Светлана
Иллюстрации являются собственностью автора

Литература по арт-терапии

Другие упражнения арт-терапии:

Вернуться в раздел об арт-терапии.