Арт-психология
всё решаемо


Придумать свою собственную сказку — отличное диагностическое упражнение, когда нужно найти причину какого-то особенного поведения ребенка, а рисуночные тесты не дают нужной информации.

Придумай сказку

Придумать свою сказку — отличное упражнение, когда «следствие зашло в тупик». Если не получается найти причину странного поведения ребенка, его переживаний или беспокойства, а также не удается установить высокую степень доверия, то можно предложить ребёнку придумать сказку.

Сказка — это безопасный волшебный детский символ, поэтому обычно не вызывает сопротивления и отказа. Придумывание собственной сказки предполагает полную свободу творчества: любое время, любые герои, любые события. Но в этом и есть трудность для арт-терапевта: задание нестандартизированно, результат непредсказуем, интерпретация в значительной степени зависит от опыта и интуиции.

В упражнении «Придумай сказку» действуют основные принципы проективных методов: неопределенность стимульного материала, закрытая инструкция, запрет на оценку работы. Проще говоря, вы даете очень короткое задание «Придумай свою сказку. Любую, какую хочешь.» и больше никаких уточнений («любую, какую хочешь»), никак не оцениваете работу «сказочника» (комментарии типа «что за глупости ты придумываешь», «ты что, не можешь сочинить нормальную сказку?» или «опять ты про своих динозавров», равно как и «это самая лучшая сказка в мире», ЗАПРЕЩЕНЫ).

Итак, поехали! Инструкция: «Придумай сказку. Любую, какую хочешь.»

Иногда у ребенка возникают затруднения с тем, как начать. Тогда можно задать вопросы: «Кто будет главным героем твоей сказки?», «Какая история с ним произошла?». Сказку лучше тут же записывать на листочек или диктофон, если ребёнок не возражает («Ты не против, если я буду записывать твою сказку?»). Если ребенок в какой-то момент запнулся и не знает как продолжить, вы можете перечитать вслух уже придуманную сказку и спросить: «Что же было дальше?» Бывает, что дети увлекаются повествованием и как будто застревают на одном моменте, повторяя его снова и снова, расписывая слишком подробно (например, ситуацию боя или диалог героев). В таком случае можно также перечитать уже придуманную часть сказки и задать вопросы: «Чем же закончился бой? Кто победил?» или «Что же они решили? До чего договорились?»

Детям может быть сложно самостоятельно придумать вступление, завязку, кульминацию и развязку. Поэтому ваши наводящие вопросы типа: «Что же было дальше?», «И что он тогда сделал?», «Чем же всё закончилось?» — не только продемонстрируют ваш интерес к сказке,но и помогут логично выстроить повествование.

Когда сказка придумана полностью, прочитайте ее вслух и с выражением автору (а другим людям — только если он разрешит). Возможно, ребенок захочет внести в нее какие-то изменения и дополнения.

Конечно, лучше, чтобы у истории был счастливый конец. Поэтому, если итог получился печальный, то можно предложить придумать еще 1-2 альтернативных завершения сказки. При этом вы не отвергаете первый вариант окончания, а придумываете дополнительные. Таким образом вы помогаете ребенку посмотреть на ситуацию под другим углом, увидеть различные варианты поведения и исхода событий.

Сказки, придуманные детьми

Сказка про даму Анастасию (Владислав, 9 лет)

Этот памятник даме Анастасии стоит в центре большого города. Его поставил её муж. Анастасия жила в годы Великой отечественной войны. Она жила с мужем Алексеем и 3 детьми (2 девочки пели в хоре, а мальчик занимался дзюдо) в заброшенном городе, который находился рядом с большим городом, в котором жило очень много людей и процветала ночная жизнь. Заброшенный город, в котором жила Анастасия с семьёй, считался проклятым, так как там один злодей искал сокровища, и его убили. С тех пор там никто не жил, по развалинам бродили фашисты, только семья Анастасии там жила. Так они пытались доказать, что там можно жить как нормальная семья. Нужно набраться храбрости и не давать своим страхам одолеть себя.

Памятник даме Анастасии из пластилина (Владислав, 9 лет)

Сказки придуманные детьми - памятник даме

Анастасия вышивала картины, а также покупала в большом городе продукты и готовила для своей семьи. Муж работал в саду и в огороде. Анастасия готовила еду для ресторана, где бесплатно кормила свою семью. Потом ее блюда стали хорошо продаваться в ресторане, и она стала много зарабатывать. Ресторан стал очень популярным. У Анастасии появились фанаты — человек двадцать, которые хотели попробовать хотя бы ложечку её блюд. Остальные рестораны в большом городе скоро закрылись, потому что их сотрудники сами стали ходить в тот ресторан, для которого готовила Анастасия.

Однажды к ней в дом забрался грабитель — фанат ее блюд. Он съел блюда, приготовленные для ресторана и, когда неожиданно вошла Анастасия, он резко повернулся, вилка вылетела из его руки и воткнулась даме прямо в глаз и убила ее. Перед смертью Анастасия успела рассказать мужу, где лежат рецепты ее блюд. Муж стал готовить для ресторана сам, а дети ему помогали, но после убийства популярность ресторана упала, а потом его и совсем закрыли. Открылись прежние рестораны.

Дальше они жили спокойной жизнью, но скучали без мамы. В их заброшенном городе снова стали жить люди. Если жить тихо и не выделяься, то жить в нем было вполне безопасно.

Девочки (дочки) любили рисовать картины, а мальчик (сын) мечтал полетать на воздушном шаре. Мальчик женился на Аманде, девочки вышли замуж за Сашу и Мишу. Они нашли тот клад, который искал злодей, а полученные деньги тратили на еду очень экономно. Покупали замороженные продукты, так как зима была длинная, и на своем огороде почти ничего не росло. Денег очень не хватало.

Мораль: нужно быть осторожней (с вилками и ножами). Если ты популярен — ходи с охраной. А вообще популярным быть опасно, лучше жить тихо и незаметно.

Интерпретация сказки про даму Анастасию

Примерно в возрасте 8 лет Владислав стал свидетелем драки между родителями, в процессе которой его отец с ножом гонялся за маминой сестрой по улице. После этого мальчик стал сильно бояться отца, замкнулся в себе, отстранился от друзей и одноклассников.

Главная героиня сказки Анастасия символизирует его маму, на это напрямую указывает вышивание картин, которым они обе увлекаются. Сам Владислав — это ее сын, увлекающийся дзюдо. Мама доминирует в семье, а также обеспечивает ее существование. Все члены семьи находятся в состоянии страха и опасности, но пытаются изображать «нормальную семью». Мама гибнет от домашнего насилия, фактически в той самой реальной ситуации, описанной выше. Владислав настолько запуган поведением отца, что даже роль убийцы отдает случайному персонажу, хотя на самом деле это фигура отца (мужчина, который ест еду, приготовленную мамой).

В итоге жизнь мальчика все-таки продолжается, он даже создает свою семью, но выбирает жизнь тихую, экономичную и незаметную. Ему кажется, что так будет безопаснее.

Вывод: у мальчика катастрофически неудовлетворена потребность в безопасности. Он всерьез опасается за мамину и за свою жизнь.

Работа с придуманной сказкой

Как можно поработать с этой сказкой? Удовлетворить ту самую потребность в безопасности. К примеру, придумать защиту для семьи и для дома. Подумать, как можно еще было заработать деньги для семьи. Представить, что мама была ранена, но не умерла. Расспросить побольше о мальчике из сказки — что он делал, как себя вел и чего хотел? Таким образом можно наметить другие сценарии развития событий и жизненные стратегии.

Автор статьи Крысанова Светлана

Книги по сказкотерапии:

Смотрите также: